StupeniMaster.ru / Лестницы / Вы сейчас просматриваете:

Конструктивные особенности пандусов для инвалидов

Пандус для инвалидов является обязательным элементом всех современных общественных сооружений, и это не дань моде. Такие конструкции позволяют людям с ограниченными возможностями чувствовать себя более независимыми и равноправными. Более того, законодательство всех развитых стран (в т. ч. и РФ) устанавливает требования к доступности инфраструктуры общего пользования для таких людей (с обязательной комплектацией необходимыми элементами, в частности пандусами). Установка их должна производиться строго в соответствии с требованиями ГОСТ и СНиП.

Стационарный пандус для инвалидов

Сущность конструкции

По своей сути пандус представляет наклонную плоскость между двумя горизонтальными площадками, по которой может перемещаться транспортное средство колесного типа малых размеров. Такие конструкции необходимы для перемещения детских колясок и тяжелых хозяйственных сумок с колесиками, но основное назначение — возможность самостоятельного передвижения людей с ограниченными возможностями на инвалидной коляске. Если обычный человек спокойно перемещается вверх и вниз по лестнице, то на коляске сделать это без посторонней помощи невозможно. Эту проблему и решает пандус.

Необходимость установки поручнейКакие требования предъявляются к обустройству пандусов? Наиболее важные требования и нормы регламентирует соответствующий ГОСТ. Эти требования направлены на решение основных задач: обеспечение безопасности и комфортного перемещения инвалида на коляске без посторонней помощи. В качестве важнейшего параметра выделяется угол наклона площадки, который ответственен за безопасность при спуске и возможность подъема. Не менее важным можно считать ширину дорожки — она должна позволять использование любой стандартной коляски.

Требования по безопасности аналогичны требованиям, предъявляемым к лестницам. Во-первых, площадки должны иметь необходимую прочность и выдерживать с большим запасом человека с коляской (чаще всего нескольких людей). Кроме того, безопасность любых конструкций для подъема немыслима без установки ограничительных перил. Поручни для инвалидов на пандусе также должны соответствовать ГОСТ и в полной мере удовлетворять нормам безопасного перемещения человека (в т. ч. ребенка).

Особенности конструкций

Конструкция пандуса в зависимости от назначения сооружения и частоты использования имеют несколько разновидностей. Все они соответствуют ГОСТ и монтируются с учетом наличия пространства, удобства эксплуатации и дизайна сооружения. Выделяются следующие конструкции пандусов: стационарные и нестационарные типы.

Основные параметры пандусов
Основные параметры пандусов.

Наибольшее распространение находят постоянно действующие стационарные конструкции, которые возводятся, как правило, при строительстве сооружения. В зависимости от высоты подъема стационарные пандусы могут быть составлены из одного или двух пролетов. В последнем случае в конструкцию вводится промежуточная горизонтальная поворотная площадка. Такие системы строятся в соответствии с ГОСТ. Отдельно выделяется достаточно редкий вариант — винтовой пандус, который обеспечивает достаточную высоту подъема, занимая минимум площади.

Нестационарные системы устанавливаются при дефиците площадей у входа в сооружение или при редком использовании. Такие устройства, например, нужны при обеспечении необходимости подъезда машины — в нужный момент убираются, а затем устанавливаются обратно. Наконец, подвижные конструкции обеспечивают нужный простор другим людям, в тот период, когда пандусы не эксплуатируются.

Находят применение следующие нестационарные конструкции:

Типовые конфигурации пандусов
Типовые конфигурации пандусов.
  1. Откидной тип применяется при небольшой длине пролета. Он используется только при необходимости, а все остальное время располагается вертикально, в прижатом к стене положении.
  2. Съемный вариант предусматривает быстрый его монтаж и демонтаж с перемещением всей конструкции в другое место. Он устанавливается в 2-х случаях: при редком применении, когда большую часть времени в нем нет необходимости, и он хранится в отведенном месте; или, наоборот, при постоянном использовании, но с возможностью убрать на какое-то время.
  3. Телескопическая конструкция основана на увеличении длины площадки путем выдвижения его частей. Такая система более сложна, но обладает универсальностью.
  4. Ролл-система может скручиваться в рулон по аналогии с ковром.
  5. Рампа — небольшой пандус, который устанавливается при необходимости преодоления небольшого препятствия (например, бордюра).

Конструктивные элементы

Наиболее распространенная стационарная конструкция достаточно проста. Она включает горизонтальные площадки: въездную, выездную (вверху и внизу) и промежуточные (для отдыха при длинном пролете), а также наклонную дорожку. На верхней площадке и дорожке устанавливаются ограничительные поручни для инвалидов. Вся система устанавливается на опорной конструкции, от которой во многом зависит прочность всего пандуса. Отдельный ГОСТ регламентирует обустройство стационарных опор.

В принципе, пандусы могут изготавливаться из различных строительных материалов, но наибольшее использование находит бетон, металл и древесина.

Основные требования к пандусам
Основные требования к пандусам.

Чаще всего используются металлические конструкции (особенно если пандусы пристраиваются уже в построенном сооружении). В процессе строительства капитальных сооружений, как правило, пандусы располагаются рядом с обычной лестницей и изготавливаются из бетона (железобетона).

При конструировании пандусов необходимо учитывать некоторые дополнительные условия:

  1. Дорожка должна иметь покрытие, исключающее чрезмерное скольжение.
  2. Материал покрытия выбирается с учетом исключения его разрушения при передвижении любого типа инвалидных колясок, а также других возможных средств (велосипед, хозяйственная сумка, тачка и т. д.).
  3. Необходимо предусмотреть демпферные устройства для устранения шума при передвижении коляски и других средств.
  4. В общественных сооружениях конструкция должна рассчитываться на возможность перемещения всех возможных типов инвалидных колясок.

Обеспечение оптимального наклона

Расчет угла наклона пандуса
Расчет угла наклона пандуса.

Угол наклона площадки нормируется, исходя из возможности свободного подъема на стандартной коляске и безопасного спуска (без излишнего разгона). В соответствии с ГОСТ уклон дорожки не должен превышать 5 %, т. е. угол наклона выбирается не более 2,9-3 градуса. При установке конструкции необходимо соблюдать следующее условие: высота подъема должна составлять не более 0,8 м. Другими словами, при высоком пролете через каждые 80 см подъема должны предусматриваться промежуточные горизонтальные площадки. Такие элементы позволяют передохнуть человеку при подъеме и исключить неконтролируемый разгон коляски при спуске.

Допускаются и определенные отклонения от нормы. Так, для нестационарных систем и при общем подъеме не более 0,5 м допускается увеличение уклона до 8 % или угла наклона до 4,7-4,8 градусов. В случае наличия очень неровных полов (с перепадом высот до 15-18 см) уклон пандуса допускается до 10 % (угол наклона не более 5,6-5,8 градусов).

Выбор размеров конструкции

При выборе размеров пандусов особое внимание обращается на ширину дорожки и габариты площадок. Прежде всего, площадки вверху и внизу пандуса должны иметь ширину, превышающую размеры коляски и дающие возможность ее разворота. Сама наклонная дорожка изготавливается шириной не менее 0,9 м при одностороннем движении и 1,8 м — при двухстороннем перемещении. Широкий, двухполосный пандус может оборудоваться центральным разделительным поручнем.

Промежуточные площадки при большой длине одного пролета должны позволять въезд всей длины коляски. Горизонтальная площадка при двухпролетном варианте должна позволять разворот коляски (ширина — не менее 1,8 м, длина — более 1,5 м).

Поручни для инвалидов устанавливаются обязательно при высоте подъема более 20 см и длине пролета более 1,6 м. Высота перил выбирается 60 и 80 см, а для детей-инвалидов — 50 см. Ширина перила выбирается в пределах 4-5 см. Край дорожки для исключения проваливания колеса оборудуется бортиком высотой порядка 5-8 см.

Пандус для инвалидов является обязательным элементом всех общественных сооружений. Он должен обустраиваться с учетом требований безопасности и удобства использования.